Обычный Крупный Очень крупный А А А Переключиться на нормальную версию
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Карта сайта
ГлавнаяО компанииВрачиПалатыГазетаВидеоЗакупкиВакцинацияДиспансеризацияОтзывыКонтакты
8-800-250-32-90
МНОГОКАНАЛЬНЫЙ НОМЕРMULTILINE PHONE NUMBER

Засыпание за рулем является причиной около 20% дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

Наибольший риск, разумеется, представляет засыпание за рулём автомобиля. В поездах и самолётах движение всё же контролируется автоматикой, а даже несколько секунд сна на оживлённой трассе может привести к смертельному исходу

При ДТП, обусловленных засыпанием за рулем, более часто отмечаются смертельные исходы и тяжелые травмы. Это обусловлено неспособностью водителем принять действия по снижению скорости или уклонению от препятствия. А с распространением в последнее время автоматических коробок передач, водителю просто достаточно заснуть, и чтобы его нога упала на газ. Со стороны это представляется немотивированным увеличением скорости и выездом на встречную полосу или наездом на препятствие.

Главный фактор при неожиданном засыпании водителя хорошо известен – это переутомление, накопление недосыпания или «невыспанность» из-за поверхностного сна. Наиболее частым расстройством, приводящим к дневной сонливости, является синдром обструктивного апноэ сна (СОАС). Его распространённость у людей старше 30 лет, по статистическим данным, составляет 4–7%. При этом около 2% всего взрослого населения страдает тяжёлой формой болезни. Таким образом, даже если каждый 10-й из них управляет автомобилем, то на дороги сраны ежедневно выезжают сотни тысяч водителей с тяжёлой дневной сонливостью.

По данным проведённого Европейского исследования эпизоды сонливости за рулём в течение 2 лет наблюдались у 17% водителей, хотя и не всегда они были связаны с риском СОАС.

Приступы засыпания – многофакторный процесс, Нужно обязательно учитывать психофизиологию человека. Так, астеничные молодые люди, худощавые, те, кто вынужден начинать день с крепкого кофе, подвержены приступам засыпания больше других. Некоторые склонны к засыпанию после сытной еды. Следующий фактор риска – нестыковка, конфликт биоритмов человека и смены, в которую ему предстоит работать. Это касается и «жаворонков» и так называемых «сов». Влияет эргономика трассы, мелькание света или его нехватка. Сонливость вызывается не только усталостью, но и болезнями, эмоциональной подавленностью, длительным состоянием тревоги. В последние годы плохую службу играет и компьютерная зависимость, многие машинисты не высыпаются из-за неё.

СОАС, безусловно, повышает риск дорожно-транспортных происшествий, но избыточная дневная сонливость наблюдается лишь у 50% таких пациентов. Риск ДТП при СОАС больше связан со степенью дневной сонливости, чем с объективными характеристиками дыхательных расстройств во сне – такими, как ИАГ.У пациентов с умеренной и тяжелой формой СОАС и ндексом сонливости > 10 по шкале Эпворта частота ДТП в анамнезе составила 18,6 и 25,9% соответственно, что значительно превышало частоту ДТП в контрольной группе без нарушений дыхания во сне.

Эксперты и следствие пришли к выводу, чтогражданам с нелеченной тяжелой формой синдрома обструктивного апноэ сна нельзя управлять транспортными средствами.

В западных странах проблема тяжелого апноэ сна является препятствием для выдачи водительского удостоверения, если пациент с установленным диагнозом не лечится регулярно. Эффективное лечение СОАС устраняет риск дорожно-транспортных происшествий.

Таким методом лечения является терапия постоянным положительным давлением - СРАР (СиПАП) –терапия. При правильно подобранном лечебном давлении практически полностью исчезают нарушения дыхания во сне, а так же вызванная остановками дыхания дневная сонливость и, как следствие, значительно снижается риск ДТП.

Увеличение риска ДТП у пациентов с СОАС ставит вопрос о необходимости лечения данной категории лиц. Особенно это касается водителей, занимающихся перевозкой людей и опасных грузов.

Учитывая важность и довольно значимую распространенность проблемы, Российским обществом сомнологов (РОС) постоянно ставится вопрос о включении СОАС в перечень заболеваний, которые могут служить основанием к ограничению выдачи водительских прав.

Тем более, что в западных странах имеется большой опыт в юридической сфере и страховой медицине.

Если у Вас есть проблемы со сном, но Вы не знаете, с чем они могут быть связаны, или Вы подозреваете, что у вас, возможно,синдром обструктивного апноэ сна. Шкала сонливости Эпворта (Epworth) поможет определить, так ли это. Ответив на нижеперечисленные теста Вы самостоятельно можете проанализировать вероятность наличия заболевания. Также данный тест поможет врачам в проведении первичной диагностики Вашего состояния.